(21 июня 2016) Мужская сборная российских немцев «RusDeutsch» уверенно стартовала на III Чемпионате Европы среди национальных меньшинств – Европеаде-2016. В преддверие открытия турнира главный тренер мужской сборной Андрей Ротэрмель дал развернутое интервью о подготовке команды к турниру.
Переиграв накануне сборную немцев Венгрии со счетом 9:0 и закончив игру с сербами из Хорватии со четом 0:0, сборная «RusDeutsch» закрепилась на первом месте в своей группе.
Андрей Александрович, в этом году сборная российских немцев «RusDeutsch» является единственным представителем нашей страны на Европеаде-2016. Какое значение этот турнир имеет для России, для российских немцев, в частности, и для Вас лично?
Я принял предложение стать главным тренером команды российских немцев, потому что на международном турнире, таком как Европеада, участники представляют не только свою народность, но и престиж своей страны в целом. Изначально сложилось так, что турнир этот проводится союзом (Федералистский союз европейских национальных меньшинств, FUEV – прим. ред.), где российские немцы играют активную роль, имеют возможность участвовать в Европеаде постоянно. И на нас смотрят не как на российских немцев, а как на россиян, прежде всего. И для меня это не только соревнование этнических групп, для меня это соревнование команд-представителей ведущих футбольных школ Европы: Италии, Германии, Франции, Польши, Голландии… По духу наши ребята будут представлять этнических немцев, но в футбольном плане они будут представлять российскую футбольную школу.
Накануне Евро-2016 состав национальной сборной России пополнил российский немец Роман Нойштедтер. Как сами лично относитесь к натурализации футболистов, смене гражданства?
Роман – первый этнический немец, который под знамена нашей сборной был призван. Конечно приятно, что человек, который в детстве, еще с родителями уехал в Германию, будучи этнически советским, российским немцем, он не утерял связь с Россией. У него здесь бабушка в Саратовской области живет, отец тоже известный футболист, и он в сборной России. Есть и другие футболисты – российские немцы и с российским паспортом даже у нас в чемпионате, допустим, Артем Фидлер из Екатеринбурга, который за «Урал» много играл, потом за «Кубань», сейчас опять в Урале играет. Тоже очень приличного уровня футболист. А после окончания профессиональной карьеры они могли бы играть за нашу сборную.
Европеада – это турнир любительских команд. Расскажите о формате, чем он отличается от профессионального футбола?
Каждое любительское первенство, каждый турнир регламентируется по своим правилам. Европеада проводится в формате «большого футбола»: полноразмерные поля, играют 11 на 11. Насколько я знаю, по регламенту были некоторые изменения, но заявка на турнир предполагает 22 игрока, заявка на матч – 18 игроков. И при этом во время матча можно проводить 5 замен. То есть это даже жестче, чем когда национальные сборные играют товарищеские игры, где разрешается 6 замен, в каких-то играх по 7 замен разрешается. Более того, на прошлой Европеаде разрешалось всего 3 замены. При подготовке мы настаивали на увеличении числа замен, чтобы больше приехавших ребят были задействованы. Организаторы в итоге пошли на встречу.
Что касается профессионалов, вообще я считаю, что у нас на самом деле не совсем равнозначные системы – в Европе и в России своя специфика. Приведу несколько цифр. Если брать систему профессионального футбола во всех лигах, то в Германии сегодня насчитывается 56 клубов, во Франции – 40, в Испании – 44, в Голландии – 35… У каждой национальной футбольной федерации свои требования: по бюджету, наличию инфраструктуры, пригодности поля и так далее. Игроки в этих клубах считаются профессионалами, остальной весь футбол – любительский. Представляете уровень любительского футбола в той же Германии?
А в России знаете сколько профессиональных клубов? 105 профессиональных клубов и это значит, что и уровень некоторых из них просто несопоставим. Иногда команда, выступающая в профессиональной лиге, в какой-нибудь из стран Восточной Европы, по своему уровню может и с региональным чемпионатом Германии не сравниться. Поэтому здесь все относительно.
И для меня вообще, как человека, который занимается футболом, интересно именно профессионально взглянуть опять же на эти вещи. Мы на прошлой Европеаде увидели, что некоторые играют еще по старой, скажем так, схеме, хаотично. А были команды, которые, собственно, и оказались среди победителей, за счет четкой тактической игры. Мне, например, цыгане понравились – они играли в финале, а до этого были нашим соперником. Очень компактно действовали, нам практически ничего не дали показать.
Как оцениваете состояние нашей сборной команды перед турниром?
В составе нашей команды обученные ребята, они все прошли футбольные школы. У кого-то удачнее карьера сложилась, у кого-то нет, но все в серьезных клубах занимались. Есть ребята, которые и в «Спартаке» и в ЦСКА занимались, есть прекрасная школа в иркутском «Иртыше», «Енисее» в Красноярске, на Кубани, в казанском «Рубине» и так далее.
За четырехлетний цикл, с 2012 года постоянно, просматривали очень большое количество ребят, у нас и требования повысились с точки зрения игровых кондиций, а во-вторых у нас эта работа систематизировалась: находим ребят в региональных лигах, в любительских лигах, на футбольных турнирах.
По тем или иным обстоятельствам многие не попали в заявку, в том числе, ряд ключевых игроков: у кого-то травмы, у кого-то в клубах свои трудности возникли. Ребята молодые, можно их понять, для кого-то очень важно в этот момент зафиксироваться в клубе, чтобы не потерять свое место, продолжить карьеру. А турнир проводится фактически в разгар сезона любительских лиг – особенно в северной и восточной части страны, у них только в мае начался турнир, он довольно краткосрочный. Любительский спорт у нас по-прежнему живет по системе весна-осень и фактически турниры заканчиваются в сентябре. Дальше все уходят в манежи, в мини-футбол и так далее.
Мы собираем сильнейших, они на ведущих ролях у себя в клубах находятся. Поэтому вот такие вот накладки бывают. Есть несколько ребят, который в последний момент, будучи в заявке, получили травму. К сожалению, в спорте такое бывает.
Надо сказать, у нас была жесткая конкуренция, заявку мы подали только 31 мая, это был крайний срок, потому что мы до конца не могли определиться с составом. На январском сборе в Сочи я планировал вызвать на просмотр около 30 ребят, а у нас было 39 достойных кандидатов. Уровень их подготовки значительно выше, чем то, что мы имели перед Европеадой 2012 года.
Как в целом прошли сборы в Сочи? С сильными командами играли?
Начинали мы с местными командами, и в целом показали свой уровень – мы их переигрывали. Не скажу, что легко, потому что команда только притиралась, мы варьировали разные схемы и сочетания игроков, плюс там было межсезонье они были абсолютно не в оптимальных кондициях и под большими нагрузками, по две тренировки в день, каждый день после новогодних праздников — это тяжело.
Мы также играли с достаточно сильной командой – «Волгарь-Газпром» (Астрахань), которая претендовала на выход в российскую Премьер-лигу. Команда также проводила свой сбор в Сочи, в то время у них было 4 состава, то есть они каждый тайм меняли состав. У нас такой возможности, конечно, не было. И я считаю, что на игре мы выглядели абсолютно достойно. Первый матч проиграли 3:0, пропустив два мяча в самой концовке. Однако мы выполнили все наши задумки и компактно сыграли против такой боеспособной команды. Ну, а вторую игру проиграли 5:1, но там тяжело было, ребята чуть недотягивали до того уровня. Но в целом уровень и потенциал меня порадовали.
Как сами пришли к футболу? Играете ли сейчас?
В футболе я с малого возраста. Честно, даже и не помню, наверное, с 6–7 лет. Я тогда жил в Краснодаре, где футбол неплохо развит и климат позволяет круглый год бегать, играть. С тех пор футбол неотъемлемая часть моей жизни, хотя жизнь заставила и несколько в другом профессиональном ключе развиваться. Поэтому футбол всегда присутствует в моей жизни, и сейчас тоже достаточно много времени уделяю этому вопросу. Регулярно хожу на матчи чемпионата России, общаюсь со специалистами сборной, клубов, интересуюсь.
За кого болеете, если не секрет?
Приехав из Краснодара в Москву, футбольная жизнь меня связала, с московским «Локомотивом», и с тех пор я постоянно посещаю матчи «Локомотива», знаком и с президентом клуба. Более того, мои дети Герольд и Марк занимаются ваАкадемии «Локомотив». Но также симпатизирую краснодарским клубам, особенно ФК «Краснодар». У нас в команде, в частности, играет Володя Гердт – его сын занимается в академии «Краснодара» и я своего туда водил раньше.
Вы стояли у истоков создания сборной российских немцев. Как все начиналось тогда, в 2010 году?
Начиналось тяжело. Еще в молодежных организациях и в МСНК мы всегда пытались развивать спортивное направление, но не все получалось и к футболу, собственно, пришли лишь в 2010 году, когда появилась возможность заявиться на участие в Европеаде-2012.
Начинали мы с нуля абсолютно. Я помню первый наш, так называемый сбор, в кавычках, который мы провели в Азово и, честно скажу, приехали все желающие, кто получил эту информацию. Ребята молодцы старались, но реально на уровень сборной российских немцев, к сожалению, большинство из них не тянуло.
Начало формирования сборной команды послужило отправной точкой для того, чтобы запустить региональные турниры, которые сейчас проводятся регулярно – «Мяч дружбы» в Омской области, футбольные турниры на Юге России, в Красноярске. В 2014 году в Москве на стадионе «Локомотив» мы провели культурно-спортивный праздник – собрались команды, со всей России, порядка 60 человек приехали, а в отборочном листе было больше 100 человек на этот турнир. Был огромный праздник, сыграли с молодежной командой «Локомотив». Так что пошло развитие футбола, он оказался востребованным. И теперь регулярно проводятся такие турниры в разных регионах, что для нас является очень хорошей площадкой для селекции – отбора игроков в сборную. Ну, а для общественных организаций российских немцев спорт помогает привлекать ребят в ЦНК, молодежные организации и клубы.
С каким настроением команда подошла к Европеаде?
В целом, полагаю, что проведена достаточно серьезная работа и, безусловно, для меня важно, что в тренерском штабе есть такие люди, которые с огромной самоотдачей относятся к нашему делу, к сборной российских немцев. Это Володя Швед из Омска, Алексей Землянухин из Краснодара, Алексей Вигуль из Красноярска и бессменный врач команды Александр Евдокимов, который с нами был на прошлой Европеаде.
Все это время перед турниром и во время него нам предстоит быть вместе, надеюсь та атмосфера, которая сложилась на сборах в Сочи, будет и дальше оставаться такой: рабочей, дружной и профессиональной. Я благодарю всех коллег, весь тренерский штаб за отношение, за ту работу, которую они делают.
Надеюсь, что с этой командой и таким тренерским штабом мы добьемся гораздо больших результатов, чем на прошлом турнире, будем работать, мы готовы к трудностям.
Беседовал Артём Нойер