(30 мая 2019) В рамках IV Культурно-делового форума «Сделано немцами из России» в Мюнхене прошли «Московские беседы» – дискуссионная площадка по актуальным вопросам германо-российских отношений.
Формат бесед хорошо знаком их постоянным участникам в российской столице, в Мюнхене они прошли впервые. Темой дискуссии стали «Социальные реформы в России и Германии. Тревоги российских немцев».
Экспертами по этой теме выступили руководитель группы компаний SeniVita GmbH Хорст Визент, профессор, заведующий кафедрой социальной и реабилитационной работы Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы Михаил Фирсов, основатель и председатель правления Центра социального развития и самопомощи «Перспектива» Анне Хофинга. Беседу модерировал журналист, руководитель медиаредакции Deutschlandfunk Андреас Штопп.
Начиная разговор о социальных реформах, эксперты обратились к истории. Хорст Визент напомнил, что существующая сегодня в Германии система социального страхования была придумана еще канцлером Германской империи Отто фон Бисмарком. «То, что существует сегодня – пенсионное, медицинское, трудовое страхование – все это было изобретено именно тогда». Михаил Фирсов рассказал о системе финансирования на территориях, которую ввела еще Екатерина II. «Регионы получали так называемые нетленный капитал и могли под высокий процент отдавать его в банк. Полученные дивиденды шли на социальные проекты. Последующие императоры добавили в эту систему возможность социальным учреждениям иметь небольшие предприятия, а полученные от продажи деньги снова вкладывать в социальную сферу. Сегодня в России это запрещено».
Оба эксперта подтверждают, что у пожилых людей в обеих странах сегодня одинаковые проблемы: одиночество, отсутствие социально-культурного вовлечения, бедность и развитие заболеваний, связанных со старением (например, деменция). Хорст Визент также отметил, что у будущих пенсионеров могут быть уже другие проблемы: общество стремительно идет навстречу дигитализации, а значит через 15-20 лет столкнется с другими заболеваниями пенсионеров, возникшими вследствие всеобщей «смартфонизации». Кроме того, постоянным вызовом является и демографический спад – это значит, что на места специалистов, уходящих на пенсию, некому будет прийти. Это одна из причин повышения пенсионного возраста.
Во время дискуссии также говорили о пенсионном страховании в среде российских немцев. Немцы-переселенцы получают пенсию ниже, чем немцы. Им не всегда засчитывают трудовой стаж на территории России и других стран постсоветского пространства. Получать пенсию в обеих странах они не могут, это противоречит немецкому законодательству. Поэтому им часто приходится жить в стесненных обстоятельствах. Но в такой ситуации находится и большинство российских пенсионеров. Анне Хофинга отметила, что многие россияне живут на попечении у своих родных и в этом есть некоторое преимущество. «Я знаю, что на пенсии не вернусь в Германию, потому что здесь некому обо мне заботиться» (Хофинга много лет живет в России, замужем за русским).