Разберемся в процессе разговора с педагогом немецкого языка МБУ ДО «ЦО Многонациональная Воскресная Школа» Мартой Галицкой.
После окончания университетов (казанского, московского и регенбургского) Марта не осталась за рубежом, а стала преподавать немецкий язык на курсах для взрослых, этнических немцев, при «Немецком Доме РТ», а также вела технический немецкий в айти компании и давала частные уроки.
Чуть позже стала преподавать исключительно детям и подросткам: как в Немецком Доме РТ, так и в многонациональной воскресной школе, которая располагается в Доме дружбы народов Татарстана.
Ограничиться только преподаванием не получилось, сейчас со своими учениками фрау Марта ставит спектакли и мюзиклы, готовит ребят к разным конкурсам (сочинений, декламации, видеоэкскурсий на немецком и т.д. и т.п.) и даже стала инициатором создания девичьего вокального ансамбля „Die Naschkatzen“. Стоит отметить, что летом ансамбль записал альбом и клип.
— Марта, давайте сперва поговорим о вашей работе в МВШ. Каких результатов вы достигли со своими учениками?
— Приветствую уважаемую редакцию портала Ассамблеи и всех читателей данной статьи. Благодарю за интерес к моей работе.
Ко мне приходят замечательные дети, они и есть источник вдохновения для проведения интересных уроков и внеурочной работы. Дети радуют своей мотивацией, заинтересованностью. Старательно учат язык и ответственно подходят ко всем заданиям.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому стараюсь увидеть и раскрыть таланты каждого. Кто тяготеет к письменным заданиям, предлагаю конкурсы сочинений и участие в акции диктантов. Кто к театру – играть ключевые роли в спектаклях, исполнять роль ведущего концерта и участвовать в конкурсах декламации стихов. Кто любит рисовать – участвовать в конкурсе рождественских открыток с немецкой тематикой. Кому нравится танцевать — с приглашением хореографа ставим народные танцы российских немцев. Некоторые дети талантливы в разных сферах и участвуют почти во всем.
Ребята получают много-много дипломов и, как правило, занимают призовые и даже первые места. Это хорошее подспорье для них. Очень радуюсь каждому успеху и стараюсь похвалить за успехи каждого.
Мои ученики неоднократно занимали первые места на всероссийских конкурсах, очень много побед в конкурсах декламации, в частности такие значимые конкурсы в кругах российских немцев как конкурс Фрицлера и конкурс Вернера. Среди моих учеников есть и мои собственные дети.
В этом году мои сыновья Лев 12 лет и Савва 10 лет, которые учатся в школе №85 города Казани, стали лауреатами первой степени. Они ездили на фестиваль-конкурс им. Эдвина Фрицлера в г. Энгельс.
— Как вы готовите своих учеников к конкурсам?
— Это интенсивная работа. Помимо времени после уроков, работаем онлайн. Допустим конкурс декламации. Сперва долго подбираем совместно тот самый стих. Важно, чтобы ребенку он нравится, подходил, был понятен, был посилен, но не слишком прост.
Далее работаем над содержанием, историей написания стиха (если можно найти такую информацию или небольшое знакомство с биографией поэта). Далее высылаю пример как читаю я. Далее многократно высылает ученик, пока не будет доведено до максимально безупречного варианта. После – учим наизусть. И идет видеозапись. Обычно несколько попыток. Продумываем образ (национальный костюм или одежда, подходящая к содержания стиха), фон, свет, фоновая музыка. Потом отправляем нашу работу на конкурс.
Такой кропотливый и комплексный подход обычно дает свои результаты.
— Что для вас важно в преподавании?
— «Учитель живет до тех пор, пока учится, если он перестает учиться – в нем умирает учитель», — так писал Константин Ушинский. Для меня истинная потребность постоянно развиваться. Получаю удовольствие от знакомства с новыми методическими разработками, материалами, а также от составления интересных планов уроков и их реализации.
— Какие сложности вы встречаете в своей деятельности и как с ними справляетесь?
Дети растут, меняются их интересы. Нужно быть готовым к тому, что то, что работало вчера уже не подойдет сегодня. Это своеобразный вызов. Также нужно чтобы содержание учебного материала и формы его подачи были актуальным для учеников. Или нужно уметь их модернизировать и адаптировать. Тут не стоит отказываться от современных технологий, мультимедийных возможностей и т.п. Как раз такому нас учили в рамках последнего курса повышение квалификации. Все законспектировала и постараюсь опробовать уже в новом учебном году.
— Как вы организуете процесс участия в конкурсах и мероприятий?
— По возможности приглашаю подключиться тыл учеников – их родителей. Наши творческие и кулинарные мастер-классы, пикники создают дружескую атмоферу, где интересно каждому и каждому есть посильное дело. Также у нас есть и семейный клуб российских немцев, которым я руковожу.
— Какие творческие мастер-классы вы проводите?
— Самые-самые разные. И всегда что-то новое. Что мы только не делали. На начало учебного года – цукертюте – конус с канц товарами и сладостями. Из кулинарных вспоминается, например, как мы пекли пасхальные и рождественские печенья, и печенья в виде гусиков на день Св. Мартина, как варили глинтвейн, жарили кребли и ждали когда настоится штоллен. Из последнего – делали разные виды картофельного салата и вкуснейшие венские вафли со свежевзбитыми сливками.
Из творческого, делали рождественские венки, рисовали шпрухи, делали разные пасхальные и рождественские украшения. Ведь рождество и пасха – главные праздники немцев.
Мы даже шили части костюмов: фартуки, чепчики, платки. Девочки 10 лет и старше с удовольствием участвовали. А кто младше, мастерили костюмы куклам.
В качестве ведущих часто выступают мамы. Очень часто обладательница золотых рук и безупречного вкуса Наталья Романова (Барт). Наталья соглашается на все мои авантюры, за что ей низкий поклон.
— Сколько учеников у вас было за время вашей деятельности?
— Честно говоря, никогда не занималась такими подсчетами. Затрудняюсь ответить. Достаточно много, мой педагогический стаж уже 18 лет.
— Как вы начали свою преподавательскую деятельность?
Четко помню, что как только начался немецкий язык в школе, он стал моим любимым уроком. Еще очень любила чтение, литературу. Уже в 3 классе точно знала, что очень хочу съездить в Германию (что первый раз осуществилось в 14 лет в рамках школьного обмена) и работать с немецким языком.
— Марта, вы очень активный человек: общественник, учитель, актриса. Как вы решили расставить приоритеты между карьерой и семьей?
— Семья однозначно на первом месте, никаких сомнений на этот счет у меня никогда не было и нет. Но, как сказал великий Конфуций: „Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».
Когда работа нравится, это не работа, это дело жизни. А дело жизни созданию семьи не мешает, напротив. Я ответила на ваш вопрос?
— Какие мероприятия и концерты вы организуете в своей школе?
В нашей МВШ проходят отчетные концерты, в которых каждое отделение должно быть представлено. Мы также активно участвуем в мероприятиях, посвященных 9 мая.
— Какие планы и нововведения вы планируете внедрить в следующем учебном году?
— Честно говоря, сейчас летом, чтобы наполниться, занимаюсь совершенно другим. Еще одним своим проектом – семейными экскурсиями. Раза три в неделю ходим в музеи и не только. В созданном мной и супругом сообществе более 500 казанских семей. Где мы только не были.
Про новый учебный год в голове много разных идей и мыслей, на примете две методические разработки, которые, скорее всего, возьму за основу при написании программы на текущий учебный год.
— А есть ли у вас грантовая поддержка. Как вы работаете в грантами?
— Международный союз немецкой культуры дает нам возможность получить грантовую финансовую поддержку на яркие успешные инициативы. Я уже писала очень много проектов на гранты. Остановлюсь на последнем, запись альбома вокального ансамбля «Die Naschkatzen» (сформировавшийся из трех моих учениц) и съемка клипа. Если хотите познакомиться с результатом работы поближе, приглашаем вас 22 сентября в 12.00 на концерт-презентацию.
Проект и в целом работа с ансамблем идет у нас тандемом с глубоко уважаемой мной Татьяной Владимировной Архиповой (методист и педагог МВШ). Она – педагог по вокалу моих девочек.
Также мы проводим различные праздники, например, Октоберфест, на котором угощаем блюдами немецкой кухни. Мы закупаем немецкие пироги и другие традиционные продукты, чтобы создать аутентичную атмосферу. Иногда мы издаем брошюры и другие печатные материалы, что также поддерживает нашу работу.
Все эти проекты помогают нам не только сохранить культурные традиции, но и вовлечь молодежь в активную деятельность, развить их навыки и интересы. Небольшая финансовая поддержка становится основой для множества полезных и интересных инициатив.
— Наверное, реализовать грант – это реализовать какую-то свою задумку интересную. Вам всегда было интересно что-то реализовывать? Можете рассказать о ваших проектах и как вы пришли к этому?
-Действительно, реализовать грант – это воплотить свою идею в жизнь. Мне всегда было это интересно.
Еще в студенческие годы я была проект-менеджером в Немецком Доме Республики Татарстан.
У меня не было нехватки в идеях. Скорее наоборот. Например, придумала организовать клуб общения на немецком языке, который существует и поныне. Или конкурс красоты и таланта с немецким колоритом.
Самой смелой идеей была идея написать спектакль о судьбе моей бабушки. Его я поставила совместно с моими соратниками, студентами казанского педагогического университета и студентами из Германии.
Мы собрались на интенсивные репетиции и показали спектакль в театре Карима Тинчурина, а также дважды в студенческом театре университета Регенсбург. Спектакль шел на немецком языке, с синхронным переводом на русский через наушники, и прошел с аншлагом.
Учеба в Академии народного хозяйства в Москве по программе Современный руководитель дала мне ценнейшие знания в этой сфере. Практика (реализация самых разных проектов) подкрепила их.
Хочу припомнить еще один очень крупный мой проект — региональный лагерь для российских немцев летом 2022 года. Этот проект был для меня очень энергозатратным, но это незабываемый опыт и большая радость.
Мы могли бы беседовать с Мартой Юрьевной еще долго.
Но, пожалуй, достаточно информации для ответа на поставленный в начале статьи вопрос. А выводы каждый может сделать свои…
Информационный центр ДДНТ