(24 февраля 2015) 229 лет назад 24 февраля 1786 года родился Вильгельм Гримм младший брат Якоба Гримма. Братья Гримм ставили целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре — фольклору и стали пожалуй самими известными братьями во всем мире.
Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ханау (Hanau). С раннего возраста братья были связаны тесными узами дружбы, которая длилась всю жизнь. Отец братьев умер в 1796 году, оставив семью в стесненном материальном положении и только благодаря помощи тётки со стороны матери братья Гримм смогли закончить учёбу, к которой у них рано проявились отличные способности. Закончив Кассельский лицей, братья поступили в Марбургский университет, желая изучать юридические науки, последовав примеру отца. В Марбурге Фр.К. фон Савиньи (1779 – 1861) пробудил в них интерес к истории и филологии, и в 1804 Якоб поехал с ним в Париж помочь в поисках старинных рукописей. Через Савиньи братья познакомились с К. Брентано, который в то время вместе с Л. фон Арнимом собирал народные песни, легенды и сказки. Со временем братья Гримм стали посвящать все больше свободного времени изучению немецкой и иностранной литературы и, впоследствии, посвятили этому всю жизнь.
Первый рукописный сборник сказок братья Гримм отослали Клеменсу Брентано для ознакомления по его настоятельной личной просьбе в 1810 году, но тот его не вернул. Найдена рукопись была лишь через многие годы, уже после смерти братьев, в монастыре траппистов Эленберг в Эльзасе. Ныне она известна как «Эленбергская рукопись 1810 года». В ней содержится 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом — 27. Эти сказки услышаны непосредственно от сказителей Гессена. Остальные взяты из литературных источников.Существовало подозрение, что Брентано опубликует сказки первым, под своим именем, поэтому было решено как можно скорее приступить к изданию собственной книги, с простым оформлением и без иллюстраций, для чтения простого народа.
В сентябре 1812 года новая рукопись будущего первого тома была послана издателю Реймеру. Изданный 20 декабря 1812 года в Берлине первый том первого издания сборника содержал 86 сказок. Тираж составил всего 900 экземпляров. Во втором томе, отпечатанном в 1814 году, добавилось ещё 70 сказок. Публикации сказок посодействовал Ахим фон Арним, который в 1806—1807 гг. совместно с Брентано уже принял участие в публикации сборника немецких народных песен «Волшебный рог мальчика».
Вот фрагмент предисловия братьев Гримм к своему первому изданию — в этом маленьком отрывке невозможно не почувствовать огромную любовь, с которой собирались материалы для будущих шедевров:
«Мы считаем за благо, когда случится, что буря или другое бедствие, ниспосланное небом, прибьют к земле весь посев, а где-то возле низкой живой изгороди или кустарника, окаймляющего дорогу, сохранится нетронутое местечко и отдельные колоски останутся там стоять, как стояли. Засияет вновь благодатное солнце, и они будут произрастать одиноко и незаметно, ничей торопливый серп не пожнет их ради наполнения богатых амбаров, но на исходе лета, когда они нальются и созреют, их отыщут бедные, честные руки и, бережно связав, колосок к колоску, почитая выше, нежели целые снопы, отнесут домой, где они послужат пропитанием на всю зиму, а может быть, дадут единственное семя для будущего посева. Такие же чувства испытываем мы, взирая на богатство немецкой поэзии былых времен и видя, что от столь многого не сохранилось ничего живого, угасло даже воспоминание об этом, и остались лишь народные песни да вот эти наивные сказки. Места у печки, у кухонного очага, чердачные лестницы, еще не забытые праздники, луга и леса с их тишиной, но, прежде всего безмятежная фантазия – вот те изгороди, что сберегли их и передали от одной эпохи – другой.»
Во всём мире братьев Гримм скорее почитают, чем знают (если не считать их популярности как собирателей сказок). Между тем деятельность их была огромной и разносторонней: она охватывала многие и, на первый взгляд, кажущиеся чуждыми друг другу области – скандинавскую мифологию и историю права, собирание произведений немецкого фольклора и составление исторического труда по немецкому языку и многое другое. Как лингвисты, братья были одними из основоположников научной германистики. Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению лингвистики в самостоятельную научную дисциплину.
В отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ хранятся издания сказок братьев Гримм начала XX вв. (1911 – 1917 гг.):
Влияние сказок братьев Гримм было огромным, с первого же издания эти чудесные истории завоевали любовь детской аудитории. Бесценный труд братьев по возрождению родной культуры повлиял на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй и пробудив в них дух романтического национализма, который придавал особую значимость местным народным сказкам и пренебрегал межкультурным влиянием. К этой категории собирателей сказок относились: Александр Николаевич Афанасьев, норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Му, англичанин Джозеф Джейкобс, и Джеремия Кёртин, американец, который собрал ирландские сказки.
материал подготовил
Дмитрий Булычев Инфоцентр ДДНТ