Дом Дружбы народов Татарстана запустил проект «Этнокультурная Казань» с целью сохранения и популяризации культурного наследия н6ародов, проживающих в Казани. В Татарстане, в мире и согласии проживают представители более 170 национальностей, и теперь любой желающий сможет самостоятельно в этом убедиться.
Одним из ключевых элементов проекта является туристический маршрут, охватывающий Культурный центр им. А. С. Пушкина, Немецкий Дом РТ, Еврейский центр «Хэсэд Моше», Культурный центр им. Я. Е. Емельянова и Дом дружбы народов Татарстана. создание этнографических музеев и выставок, посвященных истории и культуре различных народов.
Проект «Этнокультурная Казань» направлен на создание благоприятной среды для развития и сохранения национальных культур, а также на укрепление межнациональных отношений в городе.
Предлагаем более подробно рассмотреть роль Немецкого Дома РТ в проекте.
Бессменный председатель Национально-культурной автономии немцев Татарстана Виктор Диц, встречая гостей Немецкого Дома РТ, сразу же приглашает в просторную, оформленную изысканными витражами лютеранскую кирху, благодаря прекрасной акустике громко, завораживающе звучат звуки органа.
Когда музыка смолкает, Виктор Георгиевич начинает вести неторопливый рассказ о владельцах этого здания — российских немцах, которых в Татарстане сейчас 1118 человек.
— Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов, история формирования которых охватывает период с XVIII по XX век, — голос у Дица громкий, поставленный, в прошлом он преподаватель института.
— Их российская история началась со знаменитых «зазывных» манифестов российской императрицы Екатерины Великой (в православии Екатерины II Алексеевны, урожденной Ангальт-Цербстской принцессы Софии Августы Фредерики), восседавшей на российском престоле с 1762 по 1796 год. Первый манифест — на пяти языках — был издан ею 4 декабря 1762 года: европейское население призывалось к поселению на недавно присоединенных к Российской империи и других ее пустующих землях (в первую очередь в Поволжье и Украине). Поскольку в этом манифесте не были расписаны сопутствующие переселению льготы, то должного воздействия на европейского обывателя он не произвел. 22 июля 1763 года Екатерина II издает состоящий из преамбулы и 10 глав новый манифест! — громогласно провозглашает Диц.
— Приглашенным предоставлялась полная свобода вероисповедания. Они могли выбирать из перечисляемых местностей ту, где желали бы поселиться, и наделялись правом самостоятельно управлять своими поселениями. Каждая семья получала в полное владение 30 десятин земли: бесплатно, с правом передачи по наследству, но без права продажи. Переселенцев ждала беспроцентная ссуда. Они освобождались от воинской и прочих повинностей, от любой государственной службы, в течение 30 лет не платили налогов и, кроме того, 10 лет могли торговать беспошлинно. На этот раз Европа «не устояла», и переселенцы поехали в Россию тысячами!
Виктор Георгиевич повествует, что Саратовский край, которому предстояло стать новой родиной иностранных поселенцев, названных впоследствии поволжскими немцами, в начале XVIII века был слабо освоен. Его быстро сделали цветущим садом иностранцы преимущественно из юго-западной Германии —Швабии, Пфальца, Баварии, Саксонии.
По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года немцев насчитывалось 1791 человек. Они оказались самой зажиточной и процветающей социальной группой населения империи, и это основывалось на преимущественном обладании наиболее современными, престижными и высокооплачиваемыми профессиями.
Это позволило немцам построить в каждом губернском городе России лютеранскую кирху (кое-где — католический храм) и образцово их содержать. Пример — это здание лютеранской кирхи Казани, в котором вы находитесь, — Виктор Георгиевич как будто охватывает руками все здание.
— Оно было построено к 1771 году и освящено 7 декабря (по новому стилю), в день святой Екатерины. В этих стенах (с перерывом на 1930 — 1996 годы) не только велись богослужения, непрерывно звучали немецкая речь и немецкая музыка, пел немецкий хор, работал немецкий театр, в приходской школе обучались дети из немецких семей. Одним словом, если говорить современным языком, здесь находился Центр немецкой культуры. И вообще, история повторяется. Сейчас в Немецком Доме Республики Татарстан, благодаря нашей креативной молодежи, мы начали возрождать многое из того, что видели и слышали эти древние стены.
Информационный центр ДДнТ по материалам журнала «Наш дом Татарстан»