Квартира семьи аптекаря Бренинга — пожалуй, самый душевный из множества музеев Казани. Картины от пола до потолка, резная мебель, берлинское пианино XIX века, фото Казани 100-летней давности — всё это передала на хранение единственная из живущих в Казани потомков Татьяна Бренинг.
На одной из стен — потемневшее от времени панно с изречением на немецком: «Не бойся. Главное — верь». Татьяна Арнольдовна нашла это среди старых бумаг Бренингов. «У немцев есть традиция вешать высказывания в рамочке на стену, ставить их на стол, — говорит она. — Считается, что это помогает человеку жить».
Бренинги известны благодаря старинной аптеке в центре города, до сих пор работающей на ул. Баумана. Но были они не только фармацевтами. Аптекарю Арнольду Бренингу казанцы обязаны уникальными снимками города начала прошлого века, железнодорожного Романовского моста через Волгу в 1911-1913 годах. Он фотографировал и семью известного коллекционера Дмитрия Лихачёва, чьи собрания легли в основу городского музея. Одним из первых в России Бренинг начал делать цветные фото. Сыновья, дочь и внучка Арнольда Ивановича стали выдающимися музыкантами, педагогами. Всё, чем занимались Бренинги, они делали гармонично, легко, не ставя во главу угла свою выгоду.
Прадед Татьяны, поволжский немец Иоганн, приехал в Казань из Саратова в 17 лет. Устроился провизором в аптеку Грахе. И настолько преуспел в этом деле, что через несколько лет хозяин Казанского завода минеральных вод Юнг сам предложил молодому человеку купить аптеку на Проломной: «Ничего, расплатишься! — сказал заводчик, вручая деньги оторопевшему юноше. — Ты парень деловой, я тебе верю». Вскоре Иоганн стал для казанцев просто Иваном Ивановичем, его жена Иоганна, председатель женского благотворительного общества, — Анной Васильевной.
«В табели учеников семьи Бренинг смотреть страшно! — смеётся Татьяна Арнольдовна. — От «отлично» рябит в глазах». В семье было принято учиться хорошо. Когда сын Иоганна Арнольд заканчивал химический факультет Казанского университета, золотые медали получили всего два выпускника: Бренинг и его друг, будущий академик Александр Арбузов.
В науку Арнольд не пошёл. После смерти отца нужно было возглавить семейное дело. Арнольд поставил дело так, что в получаемой выручке были заинтересованы все работники аптеки. Каждый был ещё и пайщиком, получавшим свой процент дохода. Девизом Арнольда Ивановича были слова: «Иметь в наличии всё, чтобы ни один клиент не ушёл без нужного лекарства!». Чтобы помогать жителям татарских деревень, не говорящим по-русски, Арнольд выучил татарский язык.
«Если в аптеку придёт бабай, сразу ведите его ко мне в кабинет, я с ним объяснюсь», — предупредил он коллег. Скоро аптека стала одной из лучших в городе. В 1916 году Арнольд победил в соревновании аптекарей, выдав за день лекарства по 251 рецепту.
После революции 1917 года к Бренингам пришли люди в кожанках и заявили, что аптека теперь народная собственность. «Ну, раз ваша, так ваша! — спокойно ответил Арнольд Иванович. — Только у меня дома осталось несколько комплектов аптечного белья и кое-какие лекарства. Я их вам сейчас принесу». На него посмотрели как на сумасшедшего. Поставили у сейфа часового и сказали: «Завтра придём твои капиталы считать!». Когда наутро вскрыли сейф, нашли 83 рубля. От Арнольда потребовали отдать спрятанные деньги, и он открыл аптечные подвалы, переполненные заготовленными впрок лекарствами. Благодаря этим запасам три следующих года все казанские аптеки не чувствовали недостатка в дефицитных в Первую мировую медикаментах.
Семейному делу Бренинг остался верен и при советской власти. Работая в аптекоуправлении, он восстанавливал аптечное дело в Казани после Гражданской войны.
В 1937 году в семью пришла беда. Бренинга обвинили в распространении фашизма и подготовке яда для отравления советских людей. «Вещдоками» стали Библия Арнольда Ивановича, фото трёх военнопленных в австрийских шинелях, работавших в аптеке, и лекарства из домашней аптечки. Жене сообщили, что Бренинг осуждён на 10 лет без права переписки. И только много лет спустя семья узнала, что Арнольд Иванович был расстрелян в том же 37-м году, хотя был ни в чём не виноват.
Особенно трудно пришлось Бренингам в войну. Многие соседи смотрели на них как на врагов. Как вспоминает один из сыновей Рудольф, когда он выходил во двор играть, в него летели камни. Дети кричали: «Бей немца!». Семью буквально спас домоуправ Максудов. Ольгу Фёдоровну, жену репрессированного, он назначил сануполномоченной по дому. Пусть назначает ночных дежурных у ворот, отвечает за уборку двора и улицы, затемнение окон. Она пыталась отказаться: «Как же вы можете мне, немке, жене репрессированного, предлагать такую должность?». Домоуправ только махнул рукой: «Не беспокойтесь, я ведь знаю, кому можно доверять!».
Непростой была и судьба сына Арнольда Ивановича — тоже Арнольда. Как и многих других немцев, во время войны его, 18-летнего парня, отправили в Трудовую армию.
С 1942 по 1948 год он рубил лес по колено в холодной воде, работал в кузнице, до первых заморозков собирал оставшийся в полях урожай. В голоде, холоде, в калошах на босу ногу, прикрученных, чтобы не упали, проволокой.
«Мой отец выжил, потому что в нём звучала музыка, — рассказывает Татьяна Бренинг. — Его стремление заниматься музыкой было настолько сильно, что это спасло ему жизнь. У него был великолепный внутренний слух. Он сочинял, что называется, в голове. Какой-нибудь клочок бумаги разлинует, напишет на нём ноты, пошлёт записочкой домой. Сестра Ольга Арнольдовна переписала его сочинения. Их отослали в Союз композиторов». В Москве решили, что человеку, сочинившему такую музыку, надо обязательно учиться дальше. Арнольд смог вернуться домой, поступил в консерваторию.
«Отец играл наизусть все симфонии Гайдна, Моцарта, Скрябина, — вспоминает Татьяна Бренинг. — А ещё у него был особый талант педагога. Он, конечно, умел сердиться, но только не на учеников. Изо дня в день занимался — терпеливо, доброжелательно с казалось бы слабым ребёнком. И тот за 4 года вырастал — с отличием оканчивал училище».
О сестре Арнольда Арнольдовича Ольге в Казани до сих пор ходят легенды. Лучший концертмейстер города, игравшая так, что зал замирал от восторга, талантливая художница, человек большого сердца. Строгая, требовательная к себе и коллегам-музыкантам, Ольга старалась помочь бездомным животным. В доме всегда жили подобранные ею собаки и кошки, что вызывало вечные жалобы соседей.
Сегодня квартира Бренингов воссоздана в отдельном зале Галереи современного искусства при Музее изобразительных искусств РТ по ул. К. Маркса, 62. Поэты, художники и сама Татьяна Бренинг устраивают там квартирники.
Казанские старожилы и гости города и сейчас помнят высокую статную женщину в длинных элегантных платьях, выходившую по вечерам на прогулку со своими питомцами на поводке. До самой своей болезни подбирала, выхаживала больных птиц, не оставляла в беде ни одну свою приятельницу. Оказавшись прикованной к постели, мужественно переносила свой недуг. Больше всего страдала из-за того, что не может подойти к фортепиано и сыграть.
«Однажды я услышала из комнаты тёти Оли какой-то стук, — вспоминает Татьяна Арнольдовна. — Заглядываю и вижу, как она выстукивает пальцами по железной коробке из-под печенья сложнейший ритмический рисунок. «Вот звучит в голове «Болеро» Равеля, — говорит. — Никак не уходит, решила хоть так сыграть!». Музыка помогала ей в самые трудные минуты».
У Татьяны Бренинг двое сыновей. Они далеки от искусства, получили техническое образование. Но каждый окончил и музыкальную школу. «Музыка делает человека сильным, — говорит Татьяна Арнольдовна. — Я счастливый человек, потому что играю с учениками прекрасную музыку, и всё в мире сразу встаёт на свои места. Я получаю силы, веру в себя».