(9 сентября 2015) В кинопрокат Германии вышел фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом». Немецкие обозреватели пережили шок от удивления и восхищения.
И вынесли свой вердикт: это шедевр, каких давно уже не было в кино.
«Такие фильмы, как «Трудно быть Богом» Алексея Германа, встречаются редко», — пишет кинообозреватель Саша Вестфаль (Sascha Westphal) на страницах одной из крупнейших в Германии региональных газет Westdeutsche Allgemeine Zeitung. «Бескомпромиссность, с которой пропустил через себя научно-фантастический роман братьев Аркадия и Бориса Стругацких умерший в феврале 2013 года российский режиссер, вызывает глубочайшее уважение и почтение, — подчеркивает критик. — Но в этом кроется и нечто устрашающее и глубоко тревожное.
Каждый из угнетающе действующих кадров, из которых создан этот мрачный эскиз мироустройства, производит впечатление рожденного из ярости и отчаяния. По сути, это и не фильм, какие обычно идут на киноэкранах. Кинематографическое завещание Германа, над которым он сам работал 13 лет и которое было завершено его женой и сыном, подобно дикому воплю, последнему сведению счетов с человеком, который только и может, что убивать и разрушать».
По мнению обозревателя Westdeutsche Allgemeine Zeitung, эстетика Алексея Германа ориентируется на картины Босха и Питера Брейгеля Старшего, гравюры Гойи и работы Фрэнсиса Бэкона. «Искореженные и изувеченные призраки, подобные монстрам, бродят по этой темной преисподней, — пишет Вестфаль. — Почти на три часа зритель становится пленником фильма и свидетелем того, что происходит, когда человек следует исключительно архаичным инстинктам».
Бесчеловечные люди
«Мрачна и меланхолична русская душа, если хотя бы мельком взглянуть в миры Пушкина, Достоевского или Тарковского, — констатирует Михаэль Майнс (Michael Meyns) на портале Filmstarts.de. — Легкой пищи от этих мастеров не жди, у них всегда речь идет о вечных человеческих вопросах, о любви, войне, существовании как таковом».
Это относится и к Алексею Герману, считает немецкий кинокритик, обнаруживший в «захватывающем дух» эпосе «Трудно быть Богом» многочисленные аллюзии на российскую историю: от противостояния «белых» и «красных» во время революции и гражданской войны до репрессий в нынешней России, где, как он формулирует, «Путин и его сообщники установили режим волчьего капитализма вкупе с подавлением свободомыслия». Столь же полифоничен, как содержание, отмечает Михаэль Майнс, и визуальный стиль, разработанный Германом во время многолетних съемок в киностудиях Праги и Санкт-Петербурга: «Словами нелегко описать «Трудно быть Богом»: чересчур экстремально ощущение от фильма, в котором показана целая Вселенная, созданная рукой человека и бесчеловечная настолько, что завораживает и в то же время вызывает отвращение…»
Умом этот фильм не понять
«Монохромный и грязный шедевр», — так представляет картину Германа на сайте Kino-zeit.de кинокритик Беатрис Бен (Beatrice Behn). — Такое ощущение, что весь этот мир состоит из слякоти и шлама. Люди в нем — грязные создания, по любому поводу они убивают, ослепляют, рвут на части, ненавидят друг друга. И одновременно возятся в грязи, мажут себя дерьмом».
Понять фильм невозможно, его можно прочувствовать, — подчеркивает Беатрис Бен. И все же, добавляет она, как бы труден ни был путь через топкую трясину, то и дело поджидают в нем чудесные мгновения, удивляющие даже ветеранов кино. Персонажи обращаются напрямую к зрителю, иронизируют даже порой над ним и не устают показывать, что знают, что находятся под наблюдением.
«Фильм производит впечатление сырое и шероховатое, что хорошо сочетается с его грязью, — продолжает критик. — Здесь все является прямой противоположностью прекрасного. Но с первого взгляда становится ясно: над этим фильмом надо думать и его надо смотреть много раз. Возможно, истинное место этой картины в истории кино определится лишь спустя 20 или 30 лет. Герман оставил грандиозное завещание: дикое, мрачное, загадочное.»
Уникальное завещание
Кинематографическое наследие Алексея Германа состоит всего из шести фильмов, — напоминает обозреватель Бенжамин Молденхауэр (Benjamin Moldenhauer) в еженедельнике Spiegel, — из которых первый вышел на экраны в 1968 году. Можно было бы истолковать экранное действие в «Трудно быть Богом» как кинопритчу о гибели общества, но это было бы чересчур просто, — считает он. — «Трудно быть Богом» не позволяет однозначного толкования.
По мнению критика, кинозавещание Германа демонстрирует бескомпромиссность и достойное восхищения художественное своенравие, какие стали редкостью в современном кино. Стилизованные черно-белые кадры живут по своим собственным правилам, чуждым тем, что являются нормой обычно в кино. «Их надо принять, — убежден Молденхауэр. — Тогда эта разрушительная лавина насилия, непристойности и грязи окажет свое тревожное гипнотическое воздействие. «Трудно быть Богом» является одним из самых необычных, сложных и будоражащих кинособытий со времен «Сталкера» Андрея Тарковского».
Кино под осеннюю бурю
А вот как восприняли фильм рядовые немецкие кинозрители. На сайте moviepilot.de пользователь с ником MMeXX так прокомментировал фильм Алексея Германа: «Кинособытие года. И даже не только года, а вообще. Фильм для восприятия всеми органами чувств, столько вони редко когда источал киноэкран. В идеале этот фильм надо идти смотреть под проливным дождем, шагая по лужам и через месиво грязи по пути в кинотеатр. Декорации, грим, костюмы действительно как будто с другой планеты. У того, кто читал оригинал Стругацких, больше шансов разобраться с персонажами. Тот, кто во время просмотра других фильмов подумывал, что было бы неплохо поглубже окунуться в показанные миры и эпохи, в «Трудно быть Богом» почувствует себя в раю (или в аду). У нас тут как раз бушует осенняя буря. Пошел искать самый топкий и грязный котлован…»
Источник: dw.com