(31 мая 2017) Так уж получилось исторически, что век классической и романтической инструментальной музыки прошел под знаком главенства германских государств. И именно этот век стал временем формирования русской композиторской школы и музыкальных институций.
Немецкие и австрийские музыканты часто до конца своих дней работали в России, принимали русское гражданство, обрусевали. И — удивительное дело — становились более русскими композиторами, чем русские. Один из таких ярчайших примеров — Николай Метнер. Владимир Фогель, один из зачинателей Новой музыки в Швейцарии, родился в Москве, и в конце жизни вспомнил колокольный звон своего детства… В Швейцарии же, совсем недавно, было обнаружено наследие еще одного современника Метнера, соратника Рахманинова, Евгения Гунста. Два его романса прозвучат в России впервые.
В программе также прозвучат два сочинения композиторов, кровно связанных с Германией и сформироввшихся в позднем СССР: Альфреда Шнитке и Николая Корндорфа. И, если в Четвертой симфонии Шнитке лютеранский хорал объединяется с православным песнопением, то Корндорф уходит далеко за пределы культурных аллюзий, поднимаясь в своем минималистическом опусе над границами, нациями, традициями и культурами.